пятница, 10 февраля 2012 г.

Интервью.

В 6 номере газеты Аргументы и Факты-Ярославль от 8 февраля 2012 г. вышло интервью со мной.В котором ведется разговор о гобеленах,культуре и интереса ко всему этому.Почитать можно,либо перейдя по ссылке,либо кликнув на (смотреть все)

Декоративные ворсовые ковры знают все, старинные шпалеры и современный гобелен известны меньше. Но эти предметы средневекового искусства можно с лёгкостью использовать в современном интерьере. О том, как создают гобелены и почему они так мало известны, рассказала художник Елена Маркелова.

- Елена, как вы считаете, почему сейчас так мало в стране художников, занимающихся гобеленами?
- После перестройки интерес к культуре был утерян. Люди выживали, им было не до картин. А когда уровень жизни улучшился, интерес вернулся только к живописи, а искусство гобелена стало очень узким и мало кому известным. Для большинства людей гобелен ассоциируется с ковриком на стене у бабушки или фабричной обивкой на диване. А это целый мир, рассказанный автором через вытканное им изображение. Сейчас этот вид декоративно-прикладного искусства популярен в Европе. Пока в России был провал, за рубежом в ткачестве далеко продвинулись. У нас же большинство гобеленщиков почтенного возраста. Совсем недавно в Москве прошло Первое российское триеннале современного гобелена в музее-заповеднике «Царицыно». Прискорбно, но я была одной из самых молодых участниц. И связано это, прежде всего, с финансами, точнее, их отсутствием. Поэтому многие художники нашли себе более прибыльное дело.
- Кто был вашим учителем в этом виде искусства?
- Елена Владимировна Смагина, легендарный преподаватель Ярославского училища культуры, лауреат областной премии им. Опекушина. Мы познакомились, когда я сама была студенткой этого учебного заведения. Мне и ещё нескольким ребятам она предложила поучиться ткать гобелены. Ученицей я была три года. Помню, как первое время путались пальцы, нити рвались. Оттачивалось мастерство долго. Освоив технику, я стала вместе с Еленой Владимировной создавать гобелены. Покупали её работы люди со всего мира, однажды приобрели для японского посольства.
- Принято считать, что ученик не должен подражать учителю...
- Я считаю, что это не совсем так. Это нормально, когда ученики полностью осваивают технику учителя, подражают ему, берут те же темы. Копирование учительских работ необходимо для становления ученика. В первые годы самостоятельной работы я делала гобелены по стилю и технике, не отличающимся от той, в которой творила Смагина. Только к 2005 году, когда я ткала натюрморт для первой своей всероссийской выставки, стал появляться собственный стиль, свои сюжеты.
- Если сравнивать отечественных мастеров с зарубежными, как можно охарактеризовать уровень тех и других?
- В России в последние 10 - 15 лет был застой, в отличие от Запада, стран Прибалтики и даже Украины. Мы потеряли почти целое поколение художников, поэтому наши работы так отличаются от западных. Если россияне создают холсты по канонам, используют достаточно приглушённые цвета, то зарубежные авторы – более яркие нити, не боятся экспериментов. Например, в гобелены сейчас вплетают ткани, бусины. В результате получаются яркие, необычные сотканные произведения искусства.
- Расскажите, как создаётся гобелен.
- Работа над гобеленом начинается с создания эскиза. Сначала я рисую его на бумаге, потом делаю в цвете. Контур аккуратно переношу на картон в полную величину, который станет своеобразной схемой работы. Уже потом я натягиваю нити основы  и начинаю ткать. Это очень трудоёмкий процесс, пять сотканных сантиметров после «прибивки» уменьшаются до одного сантиметра. Например, работу размером 90 на 180 сантиметров можно делать месяц – полтора. Но буквально недавно я выяснила, что можно справиться и за семь дней и семь ночей. А получилось так из-за переноса сроков выставки и моего острого желания поучаствовать в ней.
- Отсутствие финансирования – основная проблема, как же выживаете вы?
- Как художник, гобеленщик, я состоялась исключительно благодаря мужу. Если бы не его поддержка, то, возможно, я тоже нашла бы себе более прибыльную сферу, например, занялась бы батиком. Муж у меня художник. Он работает в жанре живописи. У меня пока нет мастерской, работаю дома в обычной квартире. Когда сын был маленький, я часто ткала в коридоре по ночам. Лишь в последний год у меня появилась возможность работать днём. Хотя сейчас я понимаю, что не так важно, есть у тебя мастерская или нет, главное - любить дело, которым ты занимаешься.
- О чём вы мечтаете?
- Гобелены сейчас не популярны - мне бы хотелось это исправить. Пока я не знаю, что это будет - собственная школа, студия, уроки... Но мне бы хотелось, чтобы интерес к этому виду искусства был возрождён, и выросли молодые интересные авторы.

6 комментариев:

  1. Лен, здорово!!! Приятности))) Вообще ты у нас молодчина!
    Я только не совсем поняла...а что с конфетой-то????

    ОтветитьУдалить
  2. Ты мне вКонтакте напиши про что спрашиваешь?Я не поняла,про какую конфету ты говоришь?

    ОтветитьУдалить
  3. Just wanted to say hello! Unfortunately I don't understand your language.

    Have a lovely Sunday!
    Gaby

    ОтветитьУдалить
  4. Ленкин, я не могу...как вижу именно эту твою фотку...почему-то у меня ассоциация (только не смейся и не ругайся) Джоконда... Не понимаю почему)))
    Особенно мне нравится твой взгляд - такой же загадочный)
    Ты почему ко мне не заходишь в гости? У меня рассказ о новом семейном фильме. Буду рада)

    ОтветитьУдалить
  5. Лен,спасибо за добрые слова.Без комментариев))))....

    ОтветитьУдалить
  6. Gaby!Thank you very much for your attention to my person, this is very nice!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...